"Кондинский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
Единый номер телефона
8 (34677) 35-168
Директор
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной).
Редко используется духовная форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование духовных форм воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.
Правила поощрения: по своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна. Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.); не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости; не хвалить из желания понравиться.
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей: дети с комплексом неполноценности, без похвалы такие дети страдают; дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (талантливые дети), для них похвала – гормон роста; самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке, им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться.
Наказание - следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется и обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Правила наказания: наказывая, подумай: Зачем? Для чего?; наказание никогда не должно вредить здоровью; если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать!; за один раз можно наказать только за один проступок; наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний; любое наказание не должно сопровождаться унижением; ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу. Нельзя наказывать лишением любви!
Нельзя всегда только наказывать или только поощрять, убеждать в чем-то или действовать, исходя из личного примера. Воспитание, вобравшее в себя и наказание, и поощрение детей в семье, должно использовать все методы, но применять их следует, исходя из сложившейся ситуации.
Используемые сайты: https://www.ya-roditel.ru/professionals/help/krichat-na-podrostkov-v-vospitatelnykh-tselyakh-vredno/