"Кондинский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
Единый номер телефона
8 (34677) 35-168
Директор
«Об опыте работы по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних сп. Мулымья
с помощью метода кинотерапии»
на базе отделения психолого – педагогической помощи семье и детям «КЦСОН «Фортуна» филиала в п. Мулымья»
С января 2016 года на базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям БУ ХМАО – Югры «КЦСОН «Фортуна» филиала в п. Мулымья реализуется программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних сп. Мулымья с помощью метода кинотерапии «Взгляд».
Кинотерапия - это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности.
Кинотерапия - это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий.Кинотерапия помогает людям лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью.
Цель программы: содействовать формированию у подростков ответственного поведения за свои поступки, формированию навыков управления своими чувствами и эмоциями.
За период январь 2016 по апрель 2017 годыв реализации программы приняли участие - 12 несовершеннолетних с признаками девиантного поведения. Из них: с нарушениями эмоционально-волевой сферы – 3 человека, нарушения детско-родительских отношений – 3 человека, нарушения в сфере коммуникаций – 2 человека, подростки склонные к агрессивному поведению – 2 человека, несовершеннолетние совершившие правонарушения – 2 человека.
Для оценки эффективности коррекционного воздействия программы с несовершеннолетними было проведено диагностическое обследование по следующим методикам: диагностика САН (самочувствие, активность, настроение индивида),диагностика самооценки и уровня притязаний по Дембо-Рубинштейну, диагностика уровня агрессии Басса-Дарки.
Анализируя результаты входящей диагностики по опроснику САН, можно сделать выводы: что свойственная подросткам повышенная возбудимость, неуравновешенность, накладывает отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. У 8 несовершеннолетних снижен эмоциональный фон, у 4 детей подавленное настроение, низкая активность. Наряду с этим у подростков отмечаются такие эмоциональные неблагополучия как депрессия, различные страхи и тревога. Причины подобных нарушений в первую очередь кроются в семейном воспитании и влиянии ближайшего окружения.И тем не менее подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими.
По результатам контрольной диагностики из 7 подростков, имеющих низкий эмоциональный фон показали положительную динамику все 7 человек. Реализация программы способствовала повышению благоприятного эмоционального фона у подростков.
Количественное и процентное соотношение подростков по уровню самооценки и уровню притязаний.
Результаты первичной диагностики
Таблица 1.
Уровень самооценки |
Уровень притязаний |
||||
заниженный |
адекватная |
завышенный |
низкий |
оптимальный |
очень высокий |
2 16% |
5 42% |
5 42% |
2 16% |
6 50% |
4 34% |
Результаты контрольной диагностики
Таблица 2.
Уровень самооценки |
Уровень притязаний |
||||
заниженный |
адекватная |
завышенный |
низкий |
оптимальный |
очень высокий |
0 0% |
11 92% |
1 8% |
0 0% |
11 92% |
1 8% |
Результаты первичной диагностики свидетельствуют о том, что подростки в целом достаточно адекватно и высоко оценивают себя. Испытуемые с адекватной самооценкой и оптимальным уровнем притязаний способны реально осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки. За адекватной самооценкой стоит позитивное отношение к себе, ощущение собственной полноценности. Также можно сказать, что человек с адекватной самооценкой и оптимальным уровнем притязаний ставит перед собой реально достижимые цели. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного поведения.
Анализируя результаты первичной и контрольной диагностики по самооценке и уровню притязаний, можно сделать следующий вывод: наблюдается положительная динамика у несовершеннолетних, имеющих заниженную самооценку и низкий уровень притязаний. Можно сказать, что реализация программы с использованием метода кинотерапии способствовала повышению уровня самооценки и уровня притязаний у подростков.
Результаты исследования методики Басса – Дарки
«Уровень агрессивности» до и после прохождения курса занятий.
По результатам анкетирования, отмечена положительная динамика. По всем показателям снизился уровень агрессивности у подростков, наблюдается устойчивое эмоциональное поведение.
Для решения поставленных задач в рамках программы с подростками проводились занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы, развитию коммуникативных навыков. Всего проведено- 27 занятий.
Анализируя результаты работы по данной программе, я убедилась на практике, что метод кинотерапиидействительно помогает подростку познать себя, контролировать свои эмоции и поступки.
Таким образом, анализируя результаты первичной и заключительной диагностик, можно сделать вывод о том, что у несовершеннолетних произошли значительные изменения в эмоционально-волевой сфере. У подростков склонных к агрессивному поведению наблюдается устойчивое эмоциональное поведение, снизился уровень агрессии. У всех участников повысился благоприятный эмоциональный фон. Значительно снизился показатель уровня тревожности, повысилась самооценка и уровень притязаний.
Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности программных мероприятий.
Метод кинотерапии занимает много времени.Значительная часть времени уходит на подготовку занятий, обсуждения и упражнений. Вместе с тем на тренинг кинотерапии приглашаются не только дети, имеющие определенные проблемы, но и подростки, которым интересна доверительная беседа в кругу сверстников. Я убеждена, что с помощью хорошего кино подросток может «оздоровить» свою душу, найти ответы на вопросы, увидеть новые жизненные горизонты. А иногда просто вместе со своими друзьями сесть чуть ближе, пытаясь смотреть одни и те же картины, и дышать одним и тем, же воздухом.
Информацию подготовила:
исполнитель программы-
психолог Егорова Евгения Владимировна.
15.05.2017