Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

"Кондинский районный комплексный центр социального обслуживания населения"

Единый номер телефона
8 (34677) 35-168

Обращения граждан

Директор

Юдинцева Татьяна Романовна

«Об опыте работы по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних сп. Мулымья с помощью метода кинотерапии»

«Об опыте работы по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних сп. Мулымья

с помощью метода кинотерапии»

на базе отделения психолого – педагогической помощи семье и детям «КЦСОН «Фортуна» филиала в п. Мулымья» 

С января 2016 года на базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям  БУ ХМАО – Югры «КЦСОН «Фортуна» филиала в п. Мулымья   реализуется программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних сп. Мулымья с помощью метода кинотерапии «Взгляд».

Кинотерапия - это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности.

Кинотерапия - это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий.Кинотерапия помогает людям лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью.

Цель программы: содействовать формированию у подростков ответственного поведения за свои поступки, формированию навыков управления своими чувствами и эмоциями. 

За период январь 2016 по апрель 2017 годыв реализации программы приняли участие - 12 несовершеннолетних с признаками девиантного поведения. Из них:  с нарушениями эмоционально-волевой сферы – 3 человека, нарушения детско-родительских отношений – 3 человека, нарушения в сфере коммуникаций – 2 человека, подростки склонные к агрессивному поведению –  2 человека, несовершеннолетние совершившие правонарушения – 2 человека.

Для оценки эффективности коррекционного воздействия программы с несовершеннолетними было проведено диагностическое обследование по следующим методикам: диагностика САН (самочувствие, активность, настроение индивида),диагностика самооценки и уровня притязаний по Дембо-Рубинштейну, диагностика уровня агрессии Басса-Дарки.

Анализируя результаты входящей диагностики по опроснику САН, можно сделать выводы: что свойственная подросткам повышенная возбудимость, неуравновешенность, накладывает отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. У 8 несовершеннолетних снижен  эмоциональный фон, у 4 детей подавленное настроение, низкая активность. Наряду с этим у подростков отмечаются такие эмоциональные неблагополучия как депрессия, различные страхи и тревога. Причины подобных нарушений в первую очередь кроются в семейном воспитании и влиянии ближайшего окружения.И тем не менее подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими.

По результатам контрольной диагностики из 7 подростков, имеющих низкий эмоциональный фон показали положительную динамику все 7 человек. Реализация программы  способствовала повышению благоприятного эмоционального фона у подростков. 

Количественное и процентное соотношение подростков по уровню самооценки и уровню притязаний. 

Результаты первичной диагностики

 Таблица 1.

Уровень самооценки

Уровень притязаний

заниженный

адекватная

завышенный

низкий

оптимальный

очень высокий

2

16%

5

42%

5

42%

2

16%

6

50%

4

34%

 

Результаты контрольной диагностики

 Таблица 2.

Уровень самооценки

Уровень притязаний

заниженный

адекватная

завышенный

низкий

оптимальный

очень высокий

0

0%

11

92%

1

8%

0

0%

11

92%

1

8%

Результаты первичной диагностики свидетельствуют о том, что подростки в целом достаточно адекватно и высоко оценивают себя. Испытуемые с адекватной самооценкой и оптимальным уровнем притязаний способны реально осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки. За адекватной самооценкой стоит позитивное отношение к себе, ощущение собственной полноценности. Также можно сказать, что человек с адекватной самооценкой и оптимальным уровнем притязаний ставит перед собой реально достижимые цели. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного поведения.

Анализируя результаты первичной и контрольной диагностики по самооценке и уровню притязаний, можно сделать следующий вывод: наблюдается положительная динамика у несовершеннолетних, имеющих заниженную самооценку и низкий уровень притязаний. Можно сказать, что реализация программы с использованием метода кинотерапии способствовала повышению уровня самооценки и уровня притязаний у подростков.

Результаты исследования методики Басса – Дарки

«Уровень агрессивности» до и после прохождения курса занятий.

По результатам анкетирования, отмечена положительная динамика. По всем показателям снизился уровень агрессивности у подростков, наблюдается устойчивое эмоциональное поведение.

Для решения поставленных задач в рамках программы с подростками проводились занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы, развитию коммуникативных навыков. Всего проведено-  27 занятий.

Анализируя результаты работы по данной программе, я убедилась на практике, что метод кинотерапиидействительно помогает подростку познать себя, контролировать свои  эмоции и поступки.

Таким образом, анализируя результаты первичной и заключительной диагностик, можно сделать вывод о том, что у несовершеннолетних произошли значительные изменения в эмоционально-волевой сфере. У подростков склонных к агрессивному поведению наблюдается устойчивое эмоциональное поведение, снизился уровень агрессии. У всех участников повысился благоприятный эмоциональный фон. Значительно снизился показатель уровня тревожности, повысилась самооценка и уровень притязаний.

Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности программных мероприятий.

Метод кинотерапии занимает много времени.Значительная часть времени уходит на подготовку занятий, обсуждения и упражнений. Вместе с тем на тренинг кинотерапии приглашаются не только дети, имеющие определенные проблемы, но и подростки, которым интересна доверительная беседа в кругу сверстников. Я убеждена, что с помощью хорошего кино подросток может «оздоровить» свою душу, найти ответы на вопросы, увидеть новые жизненные горизонты. А иногда просто вместе со своими друзьями сесть чуть ближе, пытаясь смотреть одни и те же картины, и дышать одним и тем, же воздухом.

 

Информацию подготовила:

исполнитель программы-

психолог Егорова Евгения Владимировна. 

15.05.2017

 

 

 

 

 

Дата создания: 17-05-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: